В ГИБДД перестанут спрашивать ОСАГО, ABS станет обязательным. Что ждет водителей
6 Февраля 2024Осенью 2023 года законодатели подготовили для автомобилистов новую партию изменений: часть из них уже заработала, а некоторые нововведения пока находятся в процессе обсуждения. Что важно знать, к чему готовиться и как не получить неожиданные штрафы.
Водителям хотят разрешить регистрировать автомобили в ГИБДД без ОСАГО
Скоро автомобилистам могут разрешить регистрировать купленные автомобили в ГИБДД без обязательного предъявления полиса ОСАГО.
Соответствующий законопроект за авторством главы комитета по транспорту Евгения Москвичева Госдума приняла в первом чтении — поправки в документ будут вносить до начала декабря 2023 года. В настоящее время у автомобилистов есть десять дней на оформление ОСАГО после покупки автомобиля — все это время водитель может ездить без госномеров. Без страховки в регистрации машины в ГИБДД откажут. И при езде на незарегистрированном автомобиле водителя ждет штраф: 500–800 руб. при первой остановке инспектором ГИБДД, а при повторной — лишение прав на один — три месяца или 5 тыс. руб.
Как объяснили авторы поправок, сама постановка на госучет не означает, что некоторые автомобилисты обязательно будут пользоваться автомобилем. Соответственно, оплата ОСАГО для них окажется просто лишней тратой денег.
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) уже выступили против такой инициативы. В ответ на запрос там сообщили, что обязательное представление полиса ОСАГО при регистрации автомобилей в ГИБДД выступает мерой контроля за исполнением автовладельцами обязанности страховать свою гражданскую ответственность.
Там напомнили: чтобы зарегистрировать автомобиль, водителю необходимо приехать непосредственно на нем к месту регистрации. Выходит, что такими действиями водитель нарушает КоАП, ведь эксплуатация автомобилей на дорогах общего пользования без полиса ОСАГО запрещена.
Прекратить регистрацию разрешат быстрее, чем за десять дней
Еще одно нововведение, связанное с регистрационными действиями в ГИБДД, также прописано в этом прошедшем первое чтение законопроекте. Бывшие собственники автомобилей, согласно предложенным изменениям, смогут прекращать регистрацию автомобилей сразу же после подачи заявления в ГИБДД. Сейчас на эту процедуру отводится десять дней. Все это время уже бывшие автовладельцы могут получать штрафы за новых собственников, которые еще не приезжали в ГИБДД и не перерегистрировали автомобили на себя.
ABS в обязательном порядке нужно будет ставить на автомобили
С 1 декабря 2023 года на все производимые в России автомобили в обязательном порядке должны начать устанавливать антиблокировочную систему (ABS). До этого момента отечественные производители могут пользоваться нормами «упрощенного» техрегламента, который начал действовать с мая 2022 года.
Он в том числе разрешил производство машин без ABS. Как объясняли в Минпромторге, все сроки согласованы с крупнейшими российскими производителями с учетом их технических возможностей и готовности взять на себя обязательства по оснащению выпускаемых автомобилей соответствующими системами.
Новости об обязательном оснащении автомобилей ABS вызвали опасения со стороны водителей о возможных штрафах со стороны инспекторов ГИБДД за отсутствие таких систем. Так, в КоАП действительно предусмотрен штраф за неисправную систему ABS — инспекторы имеют право выявлять такие проблемы с помощью визуального осмотра.
На запрос о возможных штрафах и необходимости каким-то образом дооснащать автомобили этими системами в МВД отправили разъяснение, согласно которому водителям «упрощенных» автомобилей переживать не стоит.
Дилеров будут строже штрафовать за навязанные ненужные допопции
30 октября 2023 года заработали новые штрафы за навязывание потребителю дополнительных товаров, работ и услуг. Как объяснили в Госдуме, изменение должно в том числе защитить клиентов автосалонов, где при покупке машины иногда невозможно отказаться от ряда лишних опций или услуг.
Нарушителям грозит штраф до 40 тыс. руб. Кроме того, появляется ответственность за необоснованный отказ в рассмотрении требований потребителя, связанных с нарушением его прав, и за уклонение от рассмотрения в установленном порядке таких требований. Максимальный штраф в таком случае доходит до 300 тыс. руб.
Вице-председатель межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автовладельцев» Александр Холодов в беседе отметил, что изменения связаны с появлением в КоАП актуализированных штрафов. Главным же образом, по его словам, автомобилистам в случае навязывания допуслуг должны помогать нормы закона «О защите прав потребителей».
При этом эксперт обратил внимание, что сейчас автосалоны научились обходить ограничения, связанные с навязыванием допуслуг, используя для этого различные акции и скидки.