Новые штрафы и поводы лишиться прав. Все изменения для водителей — 2023
2 Января 2023В 2023 году автомобилистов ждут очередные изменения в законодательстве. Разбираемся в самых ожидаемых планах и законопроектах.
Календарные дни вместо месяцев для привлечения к ответственности
Чтобы уйти от разночтений в сроках привлечения автомобилистов к ответственности за нарушения ПДД в правительстве разработали новый законопроект.
Так, в настоящее время КоАП предусматривает, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения водителем. А по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев. При этом количество дней в месяцах отличается.
Для обеспечения принципа равенства лиц перед законом, а также уточнения момента окончания течения срока давности привлечения к административной ответственности законопроектом предусматривается, что указанный сейчас в КоАП срок два месяца заменят на 60 календарных дней, а три месяца — на 90 календарных дней.
В настоящее время документ направлен в Госдуму. Он вступит в силу только при успешных рассмотрениях в трех чтениях и последующем подписании президентом России Владимиром Путиным.
Уточнен срок привлечения к ответственности за нарушение ПДД
Этот же законопроект уточняет время начала отсчета срока привлечения к ответственности за ДТП. Дело в том, что в настоящий момент в его определении есть неточности, которые приводят к разным судебным решениям в отношении водителей, совершивших схожие нарушения.
Поводом для разбирательства стало решение Конституционного суда по делу автомобилистки Ольги Мельниковой. В декабре 2020 года она создала помеху для движения автобуса. Водитель успел затормозить, и столкновения не произошло. Однако несколько пассажиров в салоне автобуса упали, а один сломал руку. Это стало поводом для оформления ДТП с пострадавшим. Мельникова инцидент не заметила и проехала дальше, что было квалифицировано как оставление места ДТП. Суд назначил дату разбирательства и лишил автомобилистку прав на год. Только получилось так, что к административной ответственности ее привлекли спустя три месяца и один день. Мельникова такое решение оспорила, отметив, что судебный акт вынесли уже по истечении срока давности.
«Согласно оспоренной норме, день, с которого должен исчисляться срок давности привлечения к административной ответственности, является днем совершения/обнаружения административного правонарушения. В то же время в силу ст. 4.8 «Исчисление сроков» КоАП течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, если другими статьями КоАП не установлен иной порядок исчисления сроков», — сказано в решении Конституционного суда.
В итоге КС потребовал, чтобы законодатели незамедлительно устранить эту неопределенность. Для этого в законопроекте четко прописали: «Срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. А если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.
Штраф за управление автомобилем без полиса ОСАГО хотят поднять
С предложением поднять штраф за управление автомобилем без полиса ОСАГО с 800 руб. до 5 тыс. руб. выступили в Российском союз автостраховщиков (РСА). Об этом ранее заявил заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов. По его словам, штраф не должен быть ниже средней стоимости полиса ОСАГО.
Сейчас управление автомобилем без ОСАГО может обойтись водителю в 800 руб., оплатить санкцию можно со скидкой в течение десяти дней, тогда штраф составит 400 руб. Как указал представитель РСА, почти за 18 лет действия закона об ОСАГО размер штрафа не менялся.
Штраф за нарушение тишины готовятся поднять с 500 руб. до 5 тыс. и более руб.
В Госдуму уже внесен законопроект об увеличении штрафов для автомобилистов, которые нарушают тишину своими шумными машинами, мотоциклами и другими видами транспорта. Документ разработали в Мосгордуме, но именно с прицелом на его принятие на федеральном уровне.
Сейчас санкция за нарушение тишины составляет 500 руб., и авторы законопроекта уверены, что ее недостаточно. Как указали разработчики, недобросовестные водители нередко используют неисправные или специально модифицированные системы выпуска отработанных газов двигателей либо умышленно на большой громкости воспроизводят музыку, что приводит к нарушению тишины и покоя окружающих как в местах общего пользования, так и в жилищах граждан, мешает комфортному сну и отдыху и может причинять прямой вред здоровью людей.
В связи с этим законопроектом предлагается прямо наделить субъекты Российской Федерации правом устанавливать административную ответственность за такие нарушения. Документ предполагает возможность регионам самим устанавливать размер штрафа в зависимости от категории транспортного средства и мощности его двигателя: при этом для граждан размер штрафа может превышать 5 тыс. руб.
В Москве, к примеру, 5 тыс. руб. хотят сделать базовым тарифом, который будут умножать на разные коэффициенты, которые растут в зависимости от мощности мотора.
Амнистия по штрафам ГИБДД для мобилизованных
Проект постановления об освобождении от уплаты штрафов за нарушение правил дорожного движения внесла на рассмотрение в Госдуму фракция ЛДПР. Согласно законопроекту амнистия коснется не всех административных штрафов, а только наиболее легких. К примеру, штрафы за нетрезвое вождение и отказ от медосвидетельствования отменять не планируется.
Инициатива в случае принятия документа затронет 318 тыс. человек, призванных в рамках частичной мобилизации. Пока документ до стадии рассмотрения не добрался.
В ГИБДД начнут получать данные о заболеваниях автомобилистов
Законопроект, согласно которому результаты медицинского осмотра водителей будут передаваться в Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) и МВД уже принят Госдумой в первом чтении.
Авторы документа должны доработать документ, после чего рассмотрение продолжится. Такие изменения нужны, чтобы в ГИБДД могли оперативно актуализировать данные о состоянии здоровья автомобилистов и приостанавливать действие прав, если окажется, что у водителя появились новые противопоказания к управлению автотранспортом.
Как объяснили в Госдуме, по действующему законодательству для водителей установлена обязанность по истечении десятилетнего срока действия водительского удостоверения проходить медицинское освидетельствование. Однако отсутствие межведомственного информационного взаимодействия между Минздравом и МВД по обмену информацией приводит к тому, что водители, у которых выявлены медицинские противопоказания, продолжают управлять транспортными средствами до окончания срока действия водительских удостоверений.
Документ должен упростить взаимодействие между ведомствами. И обнаруженные противопоказания к управлению транспортным средством станут основанием для признания ранее выданного водительского удостоверения недействительным.
Заработает новый порядок общения инспекторов ГИБДД с автомобилистами
Новый порядок общения инспекторов ГИБДД с автомобилистами, предусматривающий важные нюансы, которые раньше никак не регламентировались, находится в стадии согласования с федеральными органами исполнительной власти и регистрации в Минюсте. Обновленный «Порядок осуществления надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ о БДД» в МВД разработали после анализа спорных вопросов, которые возникали при общении инспекторов с автомобилистами.
Как рассказали в МВД, порядок, в частности, точно регламентирует действия инспекторов ГИБДД, которые им приходится выполнять во время службы. У инспекторов будет точная инструкция, как действовать в разных ситуациях. В том числе:
при надзоре за дорожным движением;
остановке транспортного средства;
остановке пешехода;
идентификации транспортного средства;
проверке документов, государственных регистрационных знаков, технического состояния ТС;
проверке cоблюдения норм времени управления ТС и отдыха, режима труда и отдыха водителя ТС;
выезде на место ДТП.
Документ разработали в 2022 году, но, скорее всего, согласование растянется до 2023 года.
Платных парковок станет больше
Профильные рекомендации для муниципалитетов по организации парковок разработали в Минтрансе в конце 2022 года. В новом сезоне местные власти различных регионов уже планируют воспользоваться предложенными в документе методами.
Как говорится в документе, для автомобилистов, которым нужно парковать свои машины на долгое время, начиная от одного дня, рекомендуется строить внеуличные автостоянки и гаражи, одновременно сокращая количество парковочных мест на внутриквартальных территориях и улично-дорожной сети.
В Минтрансе также указали: если спрос на парковку на определенных улицах превышает 85% от фактического количества стояночных мест, там стоит организовать платную стоянку, за исключением территорий, где есть социально-значимые объекты. Это могут быть, например, медицинские учреждения или школы.
Скоростной режим на трассах будут выравнивать
Ближе к 2023 году ожидается публикация еще одного важного документа для региональных властей от Минтранса — его на мероприятии Road Traffic Russia анонсировал замдиректора госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Владимир Луговенко. Так, ведомство готовит рекомендации по регулированию скоростного режима на дорогах, чтобы искоренить резкие перепады, например 110/60/110 км/ч.
Некоторое время назад в МВД России поддержали использование автоматических дорожных камер для фиксации превышения средней скорости на отдельных участках трасс. Об этом говорится в письме первого заместителя министра внутренних дел Александра Горового, направленном в правительство России.
О необходимости вернуться к практике фиксации превышения средней скорости на отдельных участках дорог недавно заявил экс-начальник Управления ГИБДД МВД по Татарстану Рифкат Минниханов во время круглого конференции «Безопасность дорожного движения: эффективные шаги к нулевой смертности», которая состоялась в Казани во время форума «Дорога 2022».
Однако в ГИБДД это предложение не поддержали. Так, глава Госавтоинспекции России Михаил Черников заявил, что комплексы фотовидеофиксации нужно устанавливать на опасных участках дорог.
Что грозит за двойной обгон
Юридически термин «двойной обгон» ничтожен. Но это не означает отсутствия наказания, причем достаточно строгого, за нарушение, к которому принято применять это народное определение
Что такое двойной обгон?
Что такое двойной обгон? В ПДД такого термина нет. Парадоксально, но тот же свод правил дает ответ на вопрос, что не является двойным обгоном. В пункте 1.2 читаем: «Обгон» — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части)». Отсюда следует, что опережение по встречке двух и более ТС считается просто обгоном.
И все же в обиходе термин «двойной обгон» существует. Под ним понимают обгон «паровозиком», когда на полосу встречного движения для опережения попутного ТС или объезда препятствия сразу выезжает более одного автомобиля/мотоцикла. Такое действие прямо запрещает пункт 11.2 ПДД, который, в частности, гласит: «Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:
ТС, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия.
Cледующее за ним ТС начало обгон.
Только при нарушении этого положения ПДД возможна ситуация, когда идущее на обгон ТС опережает по той же полосе встречного движения второе ТС. «В этом случае водителю данного автомобиля вменяется нарушение все того же пункта 11.2 ПДД, соответственно дополнительного наказания за такие действия не предусмотрено», — поясняет Виктор Травин, президент Коллегии правовой защиты автовладельцев.
Следует также помнить, что:
На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, разделенные разметкой (кроме разметки 1.9, обозначающей границы полосы, на которой производится реверсивное регулирование), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается (пункт 9.3 ПДД)
На дорогах с двусторонним движением, имеющим четыре и более полосы, обгон вообще запрещен (пункт 9.2 ПДД).
Штраф за двойной обгон
Согласно части 4 статьи 12.15 КоАП РФ, за «двойной обгон», являющийся разновидностью нарушения правил расположения ТС на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона, предусматривается административный штраф в размере 5000 руб. или лишение права управления ТС на срок от четырех до шести месяцев.
Повторное нарушение влечет за собой лишение прав на один год. Штрафом в те же 5000 руб. удастся отделаться, только если нарушение зафиксировано не «вживую» сотрудниками ГИБДД, а дорожными камерами (ч.5 ст. 12.15 КоАП РФ).
Когда не грозит штраф за обгон «паровозиком»
При обгоне «паровозиком» штраф не грозит только водителю того ТС, которое первым начало обгон. Но это не всегда автомобиль/мотоцикл, оказавшийся головным в «составе» на момент фиксации нарушения сотрудниками ГИБДД. «Такие дела могут рассматриваться как ГИБДД, так и в суде. Доказательством невиновности водителя, который первым начал обгон, послужат показания свидетелей и/или запись видеорегистратора», — отмечает Виктор Травин, президент Коллегии правовой защиты автовладельцев.
Штраф за брошенные автомобили
В проекте нового КоАП есть и еще одна новая статья, без обсуждения которой в 2023 году не обойтись, — это ст. 16.10 «Нарушения требований в области благоустройства территории, совершенные с использованием транспортных средств», речь идет о брошенном во дворе автохламе.
Согласно предложенным изменениям, оставление в нарушение установленных требований благоустройства территории разукомплектованных и (или) брошенных автомобилей повлечет предупреждение или штраф от 1 тыс. до 3 тыс. руб.
Мойка машин во дворах и парковка на газонах
Есть в проекте нового КоАП и ответственность за мойку автомобилей в запрещенных местах. Например, во дворах или на берегах рек. За это будут наказывать штрафом от 1 тыс. до 2 тыс. руб.
Остановка на газонах, цветниках и иных территориях, занятых зелеными насаждениями, равно как и проезд транспортных средств по этим объектам, повлечет штраф от 1,5 тыс. до 4 тыс. руб.
За остановку, парковку, проезд по детским игровым и спортивным площадкам выпишут штраф от 2 тыс. до 5 тыс. руб. А при автоматической фиксации пришлют постановление на 2,5 тыс. руб.
Штрафы с камер за шум, фары и непристегнутые ремни
Усовершенствование алгоритмов распознавания и внедрение дополнительных нейросетевых технологий позволило за последние два года запустить новые виды фиксаций нарушений ПДД с помощью камер, в том числе непристегнутый ремень безопасности, непредоставление преимущества пешеходам на нерегулируемых перекрестках, выезд на запрещающий сигнал светофора и контроль знака «стоп», поворот направо/налево не из крайней полосы, проезд по островкам безопасности. В 2022 году операторы и разработчики дорожных камер провели новые тестирования и готовы расширять возможности устройств в разных регионах — если комплексы новые, зачастую достаточно обычной перепрошивки, чтобы расширить перечень фиксируемых составов, что также приведет для автомобилистов к риску получить новые штрафы.
К примеру, в «МВС Груп», операторе дорожных камер в Московской области, рассказали, что технически готовы к запуску следующих видов автоматической фиксации:
движение без включенного света фар или ходовых огней;
использование мобильного телефона за рулем;
несоблюдение безопасной дистанции;
нарушение ограничения максимальной разрешенной массы.