Каждый пятый автовладелец является нежелательным клиентом для страховщиков ОСАГО
24 Июля 2023Доступность онлайн-покупки ОСАГО улучшалась со стартом работы пула, но с ноября «замерла», дойдя до уровня 80%, подсчитал агрегатор «Сравни». Страховщики ждут повышения тарифов для праворульных ТС, грузовиков, мотоциклов и части регионов.
Как сообщили АСН представители агрегатора «Сравни», ситуация с доступностью полисов ОСАГО стабилизировалась на отметке ноября-декабря 2022 г., и трудности с оформлением (как тогда, так и на середину мая 2023 г.) возникают у 20% водителей. Как обычно, это молодые водители, лица, у которых оказывается высокий КБМ, владельцы автомобилей из «красных регионов» — Приморья, Кавказа, Липецка, Новосибирской области.
Для сравнения, в апреле 2022 г. уровень одобрений страховщиками загруженных потребителями данных для покупки через интернет полиса ОСАГО (когда не возникает никаких ошибок) составлял 64% (т.е. 34% были проблемными).
В конце апреля прошлого года заработал перестраховочный пул ОСАГО. «Как начнёт работать перестраховочный пул, ОСАГО можно будет купить просто на сайте страховщика», — обещал высокоубыточным сегментам на тот момент глава РСА Игорь Юргенс.
В сентябре 2022 г. уровень одобрений при онлайн-покупке дошёл до 77%, а в ноябре 2022 г. клиенты могли в 80% случаев купить ОСАГО без каких-либо сложностей. Но, как видим, дальше в сторону улучшения ситуация не пошла.
«Мы всегда отмечаем, что 100% доступности в электронном страховании быть не может нигде, кроме как в указе или на бумаге, потому что всегда будет 5-6% отказов только по техническим причинам. Но все равно есть куда стремиться. Когда мы говорим о 20% проблемных оформлений — это комбинированный показатель, означающий, что клиент (при «удачной покупке) мог купить полис хотя бы в одной из представленных у нас компаний. От страховщика к страховщику эти показатели сильно отличаются. В целом ситуация с доступностью стабилизировалась и находится на одной и той же отметке с ноября-декабря 2022 г.», — пояснили представители агрегатора.
Страховщики назвали сегменты, которым нужно платить больше
Старший управляющий продуктом по автострахованию Департамента розничного страхования «РЕСО-Гарантия» Павел Яковлев рассказал , что ряд сегментов на текущий момент недотарифицированы. «Конечно, нам бы хотелось, чтобы тарификация в ОСАГО была свободной и стоимость полиса регулировалась бы рыночной конкуренцией, в том числе и по основной массе водителей, но решение о расширении тарифного коридора принимает Центральный банк», — подытожил представитель «РЕСО».
В пресс-службе «СОГАЗа» сообщили, что существующий тарифный коридор достаточен для водителей легковых автомобилей, но его необходимо пересмотреть для, например, грузовых транспортных средств, автобусов, мотоциклов. Также «СОГАЗ» считает, что стоит пересмотреть региональные коэффициенты для Дальневосточного, Сибирского и Северо-Кавказского федеральных округов.
С «СОГАЗом» согласен «Гелиос», который тоже считает необходимым по ряду субъектов и населённых пунктов увеличить размер территориального коэффициента. К тому же, по мнению страховщика, необходимо существенно увеличить размер коэффициент бонус-малус (КБМ) для лиц, по которым производится более одного страхового возмещения в страховой год.
Директор дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев наоборот считает, что повышение территориальных коэффициентов только увеличит нагрузку на добросовестных клиентов проблемных регионов. Спикер уверен, что необходимо воздействовать на причины возникновения убыточных сегментов. Для этого нужно пересмотреть Единую методику расчёта ущерба по праворульным ТС, вести борьбу на межведомственном уровне с практиками обогащения определённых региональных групп и т.п. По данным «Ингосстраха», в перестраховочный пул передается от 10% портфеля ОСАГО страховщика, это говорит об объёме недотарифицированного сегмента.
Большинство полисов ОСАГО теперь оформляются дистанционно
Большинство полисов ОСАГО теперь приобретается дистанционно: по итогам 2022 года 57,8% страховок «автогражданки» было оформлено в электронном формате. Данный показатель по сравнению с 2021 годом вырос на 9%, следует из данных Российского союза автостраховщиков.
Всего в прошлом году в России было продано 23,3 млн полисов е-ОСАГО. Чаще всего электронный полис оформляют жители Москвы — на их долю приходится 9,4% от всех продаж электронных полисов ОСАГО в России (2,2 млн полисов). В числе лидеров также Московская область (1,2 млн е-ОСАГО, 5,2%), Краснодарский край (909 тыс. е-ОСАГО, 3,9%), Свердловская область (829 тыс. е-ОСАГО, 3,6%), Санкт-Петербург (694 тыс. е-ОСАГО, 3%).
«Рост продаж полисов е-ОСАГО в первую очередь связан с удобством и простотой этого продукта, автовладельцам не нужно ехать в офис компании, подстраиваться под его часы работы, тратить свое собственное время и силы, достаточно лишь зайти на сайт страховой компании при помощи своего смартфона или персонального компьютера и приобрести электронный полис. Сейчас это может сделать любой», — сказал президент РСА Евгений Уфимцев.
Он напомнил, что с 15 июля 2023 года автовладельцам также будет доступно и электронное урегулирование убытка по ОСАГО через сервис «Госуслуги» по европротоколу в своей страховой компании без личного посещения.