Зачем зимним шинам нужен разный рисунок протектора
20 Октября 2025Современные автомобильные шины различаются вариантами рисунка протектора. Они делятся на симметричные и ассиметричные, направленные и нет, а также на их сочетания. В чем принципиальные отличия рисунков зимней резины и в каких условиях лучше работает тот или иной протектор, рассказал технический эксперт холдинга «Кордиант» Олег Марков.
«Все зимние шины делятся на два типа — скандинавского и европейского. Последний ориентирован на эксплуатацию в условиях теплой зимы преимущественно с околонулевыми температурами и отсутствием снега. Для нашей страны такие шины подходят слабо и почти не представлены на рынке.
Для россиян более актуален скандинавский тип шин, предназначенных для использования в условиях суровой зимы. Их особенность — специальная резиновой смесь, которая сохраняет эластичность при низких температурах и более крупные блоки протектора с большим количеством ламелей (микро-прорези для лучшего сцепления с поверхностью).
Рисунок протектора скандинавских шин в зависимости от конфигурации элементов делится на направленный, ассиметричный и симметричный.
Самый популярный — направленный, или так называемая «ёлочка». Сейчас его используют все ведущие производители на зимних моделях шин как в шипованных, так и фрикционных исполнениях. Основные преимущества шин с таким рисунком — превосходная управляемость и высокие сцепные свойства на льду и на снегу, а также лучшее тяговое усилие в глубоком снегу. То есть такие шины являются более проходимыми. К их недостаткам можно отнести лишь повышенную шумность некоторых шипованных моделей.
Протектор ассиметричного рисунка поделен на зоны и состоит из ряда элементов, каждый из которых выполняет определенные функции. Направленная зона помогает в разгоне, а противоположная часть протектора в большей степени отвечает за управляемость и торможение. Считается, что шины с таким рисунком протектора лучше отводят воду и талый снег из пятна контакта.
Симметричный рисунок — самый простой по расположению элементов протектора и на текущий момент практически не используется в зимнем сегменте легковых шин, так как не способен обеспечить достойный уровень сцепления в различных условиях движения», — объяснил эксперт.