Страховщики зафиксировали значительный рост выплат по ОСАГО
11 Мая 2023Средняя выплата по ОСАГО по итогам марта 2023 года составила 87 392 рубля, оказавшись выше февральского показателя сразу на 10,4%. Средняя премия, напротив, в течение всего первого квартала снижается, а в марте она составила 7 826 рублей, что на 2,6% ниже февральского показателя (8 029 рублей), сообщила пресс-служба ВСС и РСА.
Как пояснил президент Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев, такие тенденции означают, что страховщики в целом адаптировались к новой ситуации и конкуренция за безубыточных автовладельцев развернулась с новой силой. Это отразилось на динамике средней премии.
Евгений Уфимцев, президент Российского союза автостраховщиков:
«Сегодня мы наблюдаем некоторые признаки стабилизации на рынке запасных частей, и уровень цен, возникший год назад, остается примерно на прежнем уровне или даже снижается на несколько процентов. Это находит свое отражение в средней премии по ОСАГО, и статистика свидетельствует, что средняя премия с начала года плавно снижается. Это значит, что конкуренция за безубыточных клиентов, которую страховые компании могут выдерживать благодаря реформе тарифообразования в ОСАГО и гибкой системе тарификации, оказывается сильнее временных сложностей на рынке запчастей»
Эксперты предложили реформировать систему выплат по ОСАГО
По итогам 2022 года страховщики могут выплатить держателям полисов ОСАГО за причинение вреда жизни и здоровью около 6 млрд руб., на 9% меньше показателя 2021 года.
По итогам 2022 года совокупные выплаты по ОСАГО в случае причинения вреда жизни и здоровью упадут примерно до 6 млрд с 6,6 млрд руб. в 2021 году, пишут аналитики рейтингового агентства НКР в исследовании о рынке страхования в России. До 2021 года такие выплаты составляли порядка 8–9 млрд руб. Такой тренд — следствие снижения частоты страховых событий, которое подтверждается статистикой ГИБДД, объясняется в обзоре. За 11 месяцев 2022 года в России произошло 115 тыс. ДТП, что на 5,2% меньше аналогичного показателя прошлого года.
Но в целом система лимитов страхового возмещения в ОСАГО «нуждается в пересмотре, поскольку не позволяет в полной мере компенсировать ущерб от последствий ДТП», подчеркивают эксперты НКР. В настоящее время максимальный лимит на выплаты по жизни и здоровью установлен на уровне 500 тыс. руб., за повреждение автомобиля — 400 тыс. руб.
Эксперты НКР:
«Лимиты выплат по возмещению вреда жизни и здоровью существенно отстают от размеров возмещений в других обязательных видах страхования. Вместе с тем такие лимиты и выплаты — одна из отправных точек не только для рынка страхования. Размер выплат по возмещению вреда жизни и здоровью, не отвечающий справедливой оценке обществом, настраивает на недооценку ценности человеческой жизни и в других секторах», — говорится в обзоре. По оценкам НКР, если увеличить лимиты в четыре раза, до 2 млн руб., то совокупный объем выплат вырастет на 24–27 млрд руб. «относительно долгосрочного тренда до 2021 года».
Сокращение выплат может быть связано и с тем, что с 2021 года (и особенно в 2022-м) снижается количество заключаемых договоров ОСАГО, считает замдиректора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Алла Борисова. По данным ЦБ, за девять месяцев 2022 года число заключенных договоров ОСАГО сократилось на 4,3% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года — до 29,5 млн. Количество действовавших на 30 сентября 2022 года договоров ОСАГО составило 38,7 млн.
Вопрос увеличения лимита страховых выплат по жизни и здоровью в рамках договора ОСАГО до 2 млн руб. обсуждался еще в декабре 2019 года на парламентских слушаниях в Госдуме, напоминает представитель Всероссийского союза страховщиков (ВСС).
В Минфине предложили узаконить «бэушные» запчасти для ремонта авто по ОСАГО
В Министерстве финансов предлагают узаконить использование бывших в употреблении запчастей для ремонта автомобилей по ОСАГО, однако окончательное решение по данному вопросу должно вынести Министерство транспорта. Об этом замглавы Минфина Алексей Моисеев заявил на совещании в Совете Федерации.
Замглавы Минфина Алексей Моисеев:
«Конечно, рост цен на запчасти — это все очевидно, мы все это видим. Возникает здесь сразу вопрос с использованием бывших в употреблении запчастей. Понятно, что не могут быть "бэушные" тормозные колодки, но "бэушные" фары, наверное, могут быть», — цитирует РИА Новости Моисеева.
По его словам, окончательно данный вопрос должен отрегулировать Минтранс, учитывая при этом требования безопасности.