С 1 апреля в России изменятся правила получения водительских прав
21 Мая 2024С 1 апреля 2024 года автомобилистов ждет ряд нововведений при сдаче экзамена на права в ГИБДД. В частности, заработают изменения в ст. 25 и 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», появится новый регламент по сдаче практического экзамена на водительские права в ГИБДД, а вступят в силу поправки в положение о лицензировании образовательных организаций.
Учеников «серых» автошкол не допустят к экзаменам
Автомобилисты, которые воспользовались услугами так называемых «серых» автошкол рискуют остаться не допущенными к экзаменам на права в ГИБДД. Речь идет об автошколах, которые обладают необходимой материально-технической базой только на бумаге. Например, фактически у них нет площадок, образовательных классов, тренажеров и так далее. Дело в том, что с 1 апреля инспекторы ГИБДД будут проверять у всех автошкол заключение о соответствии учебно-материальной базы. Если автошкола не получит этот документ, она не сможет получить свою первую лицензию на ведение образовательной деятельности или продлить уже действующую. Учеников таких школ к сдаче экзаменов в ГИБДД не допустят.
Однако член Союза автошкол России Сергей Матвеев заявил, что такое нововведение не коснется большинства учеников. По его словам, у работающих официально автошкол такой документ уже есть — иначе они не могли бы обучать кандидатов.
Тем не менее эксперт признал, что ученикам стоит проверять, есть ли такой документ у автошколы, чтобы не столкнуться с запретом на сдачу экзамена
В свою очередь автоэксперт и юрист Катерина Соловьева также считает, что большинство автошкол к этому изменению давно готовы. Однако, по ее словам, «риск столкнуться с недобросовестной автошколой у учеников есть всегда».
При сдаче вождения в ГИБДД разрешат чаще ошибаться
Согласно новому регламенту с 1 апреля будущим водителям при сдаче практики с инспекторами ГИБДД разрешат чаще ошибаться. Сейчас, согласно регламенту, во время проверки «вождения» можно набрать 5 штрафных баллов. С 1 апреля — можно будет уже 7. «В подпункте 186.2 пункта 186 цифру «5» заменить цифрой «7», — говорится в обновленном тексте регламента.
Грубые ошибки:
- движение без ремня безопасности
- действие или бездействие кандидата, которые привели к необходимости экзаменатора вмешаться в процесс управления
- не уступил дорогу (создал помеху) транспортному средству, имеющему преимущество
- не уступил дорогу (создал помеху) пешеходам, имеющим преимущество
- выехал на полосу встречного движения (кроме разрешенных случаев) или на трамвайные пути встречного направления
- осуществлял движение на запрещающий сигнал светофора или регулировщика
- не выполнил требования знаков приоритета, запрещающих и предписывающих знаков, дорожной разметки 1.1
- пересек стоп-линию (разметка 1.12) при остановке (при наличии знака 2.5 или при запрещающем сигнале светофора регулировщика)
- нарушил правила выполнения обгона
- нарушил правила выполнения поворота
- нарушил правила выполнения разворота
- нарушил правила движения задним ходом
- нарушил правила проезда железнодорожных переездов
- превысил разрешенную максимальную скорость движения
- использовал во время движения телефон.
Средние ошибки:
- выехал на перекресток или остановился на пешеходном переходе при образовавшемся заторе
- нарушил правила остановки или стоянки
- не подал сигнал световым указателем поворота перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) или остановкой
- в установленных случаях не снизил скорость и (или) не остановился
- нарушил правила перевозки пассажиров
- нарушил правила применения аварийной сигнализации и знака аварийной остановки
- не приступил к выполнению задания экзаменатора (проигнорировал)
- допустил ошибку при выполнении постановки транспортного средства на место стоянки при движении задним ходом с поворотом на 90 градусов
- допустил ошибку при выполнении постановки транспортного средства на место стоянки параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении задним ходом
- допустил ошибку при выполнении разворота транспортного средства в ограниченном пространстве (при ограниченной ширине проезжей части) с использованием движения задним ходом
- допустил ошибку при выполнении остановки и начале движения на подъеме и на спуске
- допустил ошибку при выполнении остановки для безопасной посадки или высадки пассажиров.
По мнению Матвеева, такая «поблажка» действительно может помочь при сдаче практики, ведь иногда будущие водители допускают мелкие промахи, а потом собираются с силами и успешно сдают тест. Однако он обратил внимание, что во многом экзамен так и остается зависимым от настроения инспектора ГИБДД.
В свою очередь Соловьева считает, что такая поправка связана еще и со стремлением нивелировать строгость формализма в части подсчета штрафных баллов.
Переносят сроки для пересдачи экзаменов в ГИБДД
Менее удобными для кандидатов в водители теперь станут сроки для пересдачи экзаменов. Это касается тех, кто не смог успешно сдать вождение после трех попыток. До изменений прийти на четвертую и последующие пересдачи кандидаты могут не ранее, чем через месяц и не позже, чем через 3 месяца.
Так, с 1 апреля 2024 года, если автомобилист не сдал вождение три раза, прийти на следующую пересдачу он сможет уже не ранее, чем через 6 месяцев и не позднее 9 месяцев со дня предыдущего экзамена. Как ранее объясняли в ГИБДД при обсуждении таких изменений, водители использовали пересдачи как возможность «потренироваться». Теперь же кандидатам придется использовать время до последующей пересдачи для более ответственной подготовки.
В свою очередь Матвеев предупредил о дополнительных рисках для тех, кто пересдает экзамен в третий раз и для тех, кто такую попытку провалил.
Он также отметил, что из-за дополнительных переживаний остаться еще на полгода без удостоверения сдать «вождение» с третьей попытки станет еще сложнее.
При этом, по мнению Матвеева, изменения с увеличением срока ожидания последующей пересдачи связано скорее с нехваткой принимающих экзамены инспекторов ГИБДД, нежели с заботой о повышении безопасности на дорогах.
К экзаменам ГИБДД допустят не всех
Изменения также принесут запрет на сдачу экзаменов в ГИБДД в ряде дополнительных случаев. С 1 апреля не разрешать сдавать экзамен или выдавать водительские удостоверения следующим лицам:
- лишенным водительских прав;
- тем, кто не выполнил условия возврата водительского удостоверения по истечении срока лишения;
- тем, кого поймали на езде в нетрезвом виде или на отказе проходить медосвидетельствование (таким водителям нельзя будет сдавать экзамен в течение года с момента исполнения постановления);
- лишенным права заниматься деятельностью, непосредственно связанной с управлением автомобиля.
Часть водительских удостоверений перестанут действовать
Согласно изменениям в законе «О безопасности дорожного движения», части автомобилистов в России после 1 апреля 2024 года придется пересдавать на права. Иначе их водительские удостоверения перестанут действовать.
Недействительными водительскими правами в России начнут считать:
- иностранные национальные и международные водительские удостоверения по истечении одного года с даты получения иностранным гражданином или лицом без гражданства вида на жительство либо гражданства России;
- полученные россиянами за границей иностранные национальные водительские удостоверения по истечении одного года с даты первого въезда в Россию после получения таких прав.
Иностранные национальные и международные водительские удостоверения будут действовать в течение года, после чего указанные удостоверения признаются недействительными для управления транспортными средствами в России.
Таким образом, если, к примеру, автомобилист из России выучился на права в Турции, Грузии, Таиланде или Испании (или в любой другой стране), сдал экзамены там, а 1 апреля 2024 года вернулся в Россию, у него будет ровно год на прохождение экзамена ГИБДД и оформление российского документа. Если такой же российский автомобилист с иностранным водительским удостоверением въедет в Россию 1 июня 2024 года, у него также будет один год на получение российского документа — по текущим правам он сможет ездить до 1 июня 2025 года. С иностранцами логика такая же — после получения ВНЖ или гражданства России на замену прав у них также будет один год.
Чтобы получить водительские удостоверения российского образца, пересдать придется только теорию.
Если не переучиться на права, при встрече с инспекторами ГИБДД будет считаться, что прав у таких водителей нет вообще. За это последует штраф по ч.1. ст. 12.7 КоАП (управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством): от 5 тыс. до 15 тыс. рублей.
Инспектор не сможет вмешаться в управление
С 1 апреля 2024 года принимающий экзамен инспектор ГИБДД будет сидеть не справа от кандидата, где расположены дублирующие педали, а сзади. Поэтому он не сможет вмешиваться в процесс управления. Это сделано, чтобы экзаменатора не могли признать виновным в случае ДТП. Ни он, ни экзаменуемый по закону не являются водителями, а значит, и возместить убытки от аварии по ОСАГО не получится. Прежде суды нередко обязывали оплачивать ремонт пострадавшим именно МВД, если ДТП произошло во время экзамена, а инспектор был справа с дополнительными педалями.
Кроме того, экзаменационный автомобиль должен будет иметь не только камеру, фиксирующую происходящее в салоне, но и сигнализатор воздействия на дополнительные педали, который попадает в поле зрения этой камеры. Это сделано, чтобы сидящий рядом инструктор автошколы не мог помочь своему ученику на экзамене.
Если же проверка умений кандидата проводится на машине ГИБДД, то инспектор будет сидеть спереди и сможет использовать дополнительные педали для предотвращения аварии, но камера и датчик на этом автомобиле также должны функционировать.