Белые человечки, новые знаки, необычная разметка: как и когда изменят ПДД
27 Октября 2022Целый ряд изменений в ПДД заработает в 2023 году: на дорогах появится больше новых знаков, необычных светофоров, запретов и просто поводов вести себя еще более внимательно.
ПДД в России разрешили менять точечно: это означает, что переписывать документ целиком для внесения всего списка изменений не придется. Такое решение недавно приняли в правительстве, отказавшись от принципа регуляторной гильотины в отношении самого важного документа для водителей. Предстоящие изменения описаны в новом постановлении правительства: все они заработают с 1 марта 2023 года. Разбираем, что принесет документ водителям, а также изучаем, какие еще события ждут автомобилистов уже в ближайшей перспективе.
Электросамокаты будут ездить по дорогам в правом ряду
Многие изменения в первую очередь касаются электротранспорта, но особые риски они принесут автомобилистам. Поскольку именно они управляют средством повышенной опасности и в случае ДТП с пешеходом, самокатчиком или велосипедистом, водитель автомобиля также будет нести ответственность, даже если правила соблюдал.
Самое главное в этом списке в том, что с 1 марта 2023 года будет дано официальное разрешение для электросамокатов любой массы ездить по правому краю проезжей части дорог. Делать это можно будет людям старше 14 лет и там, где максимальная скорость движения ограничена 60 км/ч. Перемещаться на них можно со скоростью не более 25 км/ч. Также им можно ездить там, где разрешено движение велосипедистов — а это, согласно ПДД, практически везде за исключением скоростных трасс.
Так, велосипедисты имеют право ездить в правом ряду на дорогах общего пользования, по тротуарам и обочинам. Необходимости таким пользователям получать водительские права, изменения не предполагают.
Согласно тексту постановления, движение электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности можно будет регулировать специальными дорожными знаками. Речь идет о разрешении, ограничении или запрете перемещения на таком транспорте в тех или иных зонах. Решение об установке знаков будут принимать местные власти в зависимости того, есть в регионе необходимая инфраструктура или нет места и наличия дорожной инфраструктуры. При совместном передвижении пешеходы получают приоритет перед пользователями различных средств для передвижения.
Новые дорожные знаки
После вступления в силу изменений, можно будет устанавливать новые дорожные знаки. Один из них обозначает зарядку для электромобилей.
Второй информирует о запрете движения автобусов. Его появление — результат практики ограничения движения автобусов в городах — организаторах чемпионата мира по футболу 2018 года. При этом данный знак не запрещает движение автобусов, следующих по маршрутам общественного транспорта, и школьных автобусов.
Изменения позволят обновить знаки платной парковки: к традиционной букве «P» добавят изображение монет. А на знаке, обозначающем парковки для инвалидов, рядом с буквой «P» появится стилизованное изображение инвалида-колясочника. Таким образом вместо двух знаком, можно будет использовать один. Применение таких знаков уже протестировали в ходе эксперимента, который с 2017 года шел в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Владимире, Краснодаре и Воронеже.
Новая разметка для парковки
Изменения в ПДД позволят городским властям при нанесении разметки более наглядно разделять зоны платной и бесплатной парковки. Зоны платной стоянки будут обозначать синими линиями, а бесплатной — белыми. Такая разметка должна помочь автолюбителям быстрее ориентироваться при выборе парковочного места: этот прием широко используют в европейских странах. Правда, без дорожных знаков рядом все равно не обойтись, ведь зимой понять, что за цвет у разметки под снегом и есть ли она там вообще, не так просто.
Запрет останавливаться и парковаться на островке безопасности
Иногда водители, которые заблудились в пути, заезжают на хорошо знакомые всем островки безопасности. Там они проверяют навигатор и решают, как поехать дальше. А некоторые даже оставляют там машины на короткое время — как на парковочном месте. С марта 2023 года ПДД такие действия будут запрещать. При этом заезжать и останавливаться на таких «островках» по-прежнему будет допустимо в случае вынужденной остановки или крайней необходимости: если остановка в другом месте создаст большую угрозу, например, после ДТП.
Новый светофор с бело-лунным человечком или велосипедом
В ПДД также пропишут необычную световую секцию для светофоров в виде силуэта пешехода/велосипедиста и стрелки с мигающим сигналом бело-лунного цвета, расположенная под светофором. Секция информирует водителя о том, что на пешеходном переходе, в направлении которого он поворачивает, включен сигнал светофора, разрешающий движение пешеходам/велосипедам. Направление стрелки указывает на пешеходный переход/велополосу, на котором включен сигнал светофора, разрешающий движение пешеходам/велосипедистам.
Такие светофоры уже сейчас можно встретить на дорогах. Но местные власти до сих пор устанавливают их в порядке эксперимента. И договариваться с ГИБДД по этому поводу приходится в каждом регионе отдельно. Такие секции, к примеру, появились в Москве в 2020 году. Сначала таких светофоров было всего восемь, но на данный момент, как уточняли в Центре организации дорожного движения (ЦОДД), их уже около 150. «Совмещение фаз сократит время ожидания для пешеходов и велосипедистов на 40%, но при этом пропускная способность улиц вырастет на 30%», — объясняли в ЦОДД.
Сдача на права без справки от врачей
Помимо изменений в ПДД, водителей ждут и другие, отдельные нововведения. Так, в МВД разработали законопроект, сокращающий перечень документов, которые кандидаты в водители предоставляют для сдачи экзаменов в ГИБДД на право управления и для получения национальных водительских удостоверений. Из этого списка планируется убрать медицинскую справку. Согласно документу, эти сведения подразделения ГИБДД будут запрашивать в электронном виде в рамках межведомственного взаимодействия с Минздравом. При этом получается, что перед получением водительского удостоверения врачей в любом случае проходить придется. Таким образом, привычная справка кандидата все равно будет на руках. И нельзя исключать, что первое время документ лучше на руках все-таки иметь. Пока документ проходит стадию общественного обсуждения, после чего должен поступить на рассмотрение в Госудуму.
Права можно будет предъявлять в цифровом виде
Возможность предъявлять инспекторам ГИБДД водительское удостоверение в электронном виде заработает уже во второй половине октября 2022 года. Так смогут делать только пользователи новой версии приложения «Госуслуги. Авто»: там водители смогут cформировать QR-код своих прав, который и нужно будет показывать инспекторам для проверки.
Сотрудники Госавтоинспекции будут считывать QR-код с помощью служебных мобильных устройств с установленным специальным программным обеспечением. При этом по правилам водители также должны иметь при себе водительское удостоверение в оригинальном виде. Штраф за забытое водительское удостоверение составляет 500 рублей. Просить оригинал, или нет, скорее всего будет решать сам инспектор на месте — если водитель подозрений не вызовет, скорее всего, «пластик» и не понадобится.
Вызов на ремонт по гарантии — через «Госуслуги»
Иногда некоторые автопроизводители объявляют отзыв определенных моделей, обнаружив производственные дефекты. До текущего момента об этом автособственников приглашали на бесплатный обязательный ремонт дилеры, а также об этом сообщал в своих новостях Росстандарт.
При этом далеко не все водители об этих событиях узнавали — ведь если владелец перепродавал машину, его данных у дилера уже нет. За новостями тоже следят не все. В итоге собственник мог ездить на потенциально опасном автомобиле и даже об этом не знать. Теперь же уведомления о том, что машина попала под отзыв, и что водителю надо ехать на ремонт, будут приходить через «Госуслуги». Эта функция уже доступна для всех, кто внес денные о машине в свой личный кабинет на портале.
Отмена штрафов ГИБДД для мобилизованных граждан
Мобилизованных россиян могут освободить от уплаты штрафов за нарушения ПДД. Такой проект постановления поступил на рассмотрение в Государственную думу. Такое послабление касается мелких нарушений, которые не представляют существенную общественную опасность. Когда Госдума дойдет до его рассмотрения — пока неизвестно.