В ГИБДД перестанут спрашивать ОСАГО, ABS станет обязательным. Что ждет водителей

6 Февраля 2024

Поделится статьей:

Осенью 2023 года законодатели подготовили для автомобилистов новую партию изменений: часть из них уже заработала, а некоторые нововведения пока находятся в процессе обсуждения. Что важно знать, к чему готовиться и как не получить неожиданные штрафы.

Водителям хотят разрешить регистрировать автомобили в ГИБДД без ОСАГО

Скоро автомобилистам могут разрешить регистрировать купленные автомобили в ГИБДД без обязательного предъявления полиса ОСАГО.

Соответствующий законопроект за авторством главы комитета по транспорту Евгения Москвичева Госдума приняла в первом чтении — поправки в документ будут вносить до начала декабря 2023 года. В настоящее время у автомобилистов есть десять дней на оформление ОСАГО после покупки автомобиля — все это время водитель может ездить без госномеров. Без страховки в регистрации машины в ГИБДД откажут. И при езде на незарегистрированном автомобиле водителя ждет штраф: 500–800 руб. при первой остановке инспектором ГИБДД, а при повторной — лишение прав на один — три месяца или 5 тыс. руб.

Как объяснили авторы поправок, сама постановка на госучет не означает, что некоторые автомобилисты обязательно будут пользоваться автомобилем. Соответственно, оплата ОСАГО для них окажется просто лишней тратой денег.

Зарегистрировав транспортное средство, он [владелец] может длительное время не пользоваться им. Предлагается исключить полис ОСАГО из перечня документов, предъявление которых является обязательным для совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца, а также внести [следующие] изменения в закон об ОСАГО и в закон о безопасности дорожного движения

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) уже выступили против такой инициативы. В ответ на запрос там сообщили, что обязательное представление полиса ОСАГО при регистрации автомобилей в ГИБДД выступает мерой контроля за исполнением автовладельцами обязанности страховать свою гражданскую ответственность.

Среди основных принципов, изложенных в федеральном законе об ОСАГО, — всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств, а также недопустимость использования на территории России транспортных средств, владельцы которых не исполнили обязанность по страхованию своей гражданской ответственности

Там напомнили: чтобы зарегистрировать автомобиль, водителю необходимо приехать непосредственно на нем к месту регистрации. Выходит, что такими действиями водитель нарушает КоАП, ведь эксплуатация автомобилей на дорогах общего пользования без полиса ОСАГО запрещена.

Это означает, что уже в этот момент не гарантирована защита потенциальных потерпевших. И в отсутствие контроля при регистрации ТС нет уверенности, что автовладелец добросовестно исполнит обязанность по страхованию. Иначе почему тогда он не приобрел полис сразу, еще до постановки на учет?

Прекратить регистрацию разрешат быстрее, чем за десять дней

Еще одно нововведение, связанное с регистрационными действиями в ГИБДД, также прописано в этом прошедшем первое чтение законопроекте. Бывшие собственники автомобилей, согласно предложенным изменениям, смогут прекращать регистрацию автомобилей сразу же после подачи заявления в ГИБДД. Сейчас на эту процедуру отводится десять дней. Все это время уже бывшие автовладельцы могут получать штрафы за новых собственников, которые еще не приезжали в ГИБДД и не перерегистрировали автомобили на себя.

Это позволит избавить прежних владельцев транспортных средств от необходимости обжалования вынесенных в отношении их постановлений за совершенные новым владельцем нарушения ПДД и при этом обеспечить полноценную идентификацию транспортного средства до оформления его новым собственником

ABS в обязательном порядке нужно будет ставить на автомобили

С 1 декабря 2023 года на все производимые в России автомобили в обязательном порядке должны начать устанавливать антиблокировочную систему (ABS). До этого момента отечественные производители могут пользоваться нормами «упрощенного» техрегламента, который начал действовать с мая 2022 года.

Он в том числе разрешил производство машин без ABS. Как объясняли в Минпромторге, все сроки согласованы с крупнейшими российскими производителями с учетом их технических возможностей и готовности взять на себя обязательства по оснащению выпускаемых автомобилей соответствующими системами.

Новости об обязательном оснащении автомобилей ABS вызвали опасения со стороны водителей о возможных штрафах со стороны инспекторов ГИБДД за отсутствие таких систем. Так, в КоАП действительно предусмотрен штраф за неисправную систему ABS — инспекторы имеют право выявлять такие проблемы с помощью визуального осмотра.

На запрос о возможных штрафах и необходимости каким-то образом дооснащать автомобили этими системами в МВД отправили разъяснение, согласно которому водителям «упрощенных» автомобилей переживать не стоит.

Антиблокировочная тормозная система является составной частью рабочей тормозной системы, от исправности которой зависит безопасность ТС. Неисправность данной системы выявляется с помощью светового индикатора мониторинга рабочего состояния ABS, — сообщили в пресс-службе МВД. — При этом в случае, если заводом-изготовителем ABS не предусмотрена, дооснащение такой системой не требуется

Дилеров будут строже штрафовать за навязанные ненужные допопции

30 октября 2023 года заработали новые штрафы за навязывание потребителю дополнительных товаров, работ и услуг. Как объяснили в Госдуме, изменение должно в том числе защитить клиентов автосалонов, где при покупке машины иногда невозможно отказаться от ряда лишних опций или услуг.

Принятие закона создаст дополнительную защиту граждан от недобросовестных продавцов. Зачастую в договор купли-продажи включаются условия об обязательном приобретении дополнительного товара или услуги. Например, при покупке автомобиля в автосалоне человеку навязывают заключение договора страхования с конкретной компанией. В результате покупатель несет лишние расходы

Нарушителям грозит штраф до 40 тыс. руб. Кроме того, появляется ответственность за необоснованный отказ в рассмотрении требований потребителя, связанных с нарушением его прав, и за уклонение от рассмотрения в установленном порядке таких требований. Максимальный штраф в таком случае доходит до 300 тыс. руб.

Вице-председатель межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автовладельцев» Александр Холодов в беседе отметил, что изменения связаны с появлением в КоАП актуализированных штрафов. Главным же образом, по его словам, автомобилистам в случае навязывания допуслуг должны помогать нормы закона «О защите прав потребителей».

Этот закон в первую очередь учитывает и защищает потребности именно покупателей. Так, если тот же автомобилист обратится в суд, выиграет дело, а судья внимательно отнесется к вопросу, то дилер может получить штраф, соразмеряемый с ценой самой машины. Так, автосалону придется заплатить около 50% от суммы, на которую он обманул покупателя, плюс моральный вред. Выходит, если человек купил машину за 5 млн руб., он может еще пару миллионов отсудить в качестве компенсации

При этом эксперт обратил внимание, что сейчас автосалоны научились обходить ограничения, связанные с навязыванием допуслуг, используя для этого различные акции и скидки.

В России есть проблема со сложностью правоприменительной практики: сложно доказать и защитить свои права, в том числе клиентам автосалонов. Чтобы продавца оштрафовали, все равно нужно сначала выявить нарушение, доказать его. Больше надо проверить те случаи и салоны, при работе с которыми покупатели как раз судились, но не смогли доказать свою правоту. Сейчас дилеры придумали, как обходить претензии по поводу навязанных дополнительных услуг. Так, машина у дилера может стоить 5 млн руб., но если купить страховку, помощь на дороге и другие услуги на 300 тыс. руб., то машина будет стоить 3–4 млн руб. И никто ничего якобы не навязывает

Нужна помощь?

Оставьте заявку и мы свяжемся с вами, чтобы помочь

Оставить заявку
Ваши данные отправлены